Канцтовары для детей — это сегмент рынка, где уже многие годы стабильно есть спрос. В любые времена люди хотят давать образование своим детям. К тому же, образование является довольно консервативной отраслью, где очень медленно приживаются безбумажные технологии. Конечно, и здесь есть свои проблемы — ярко выраженная сезонность спроса, зависимость спроса от демографической ситуации в стране и т. п. Но самая большая проблема заключается в том, что к канцтоварам для маленьких людей предъявляются большие требования по целому ряду параметров. Текст: Алексей Васильев.
Когда говорят про детские товары, первое, что приходит на ум — повышенные гигиенические требования к продукции. Они обусловлены двумя факторами. С одной стороны, детский организм более чувствителен к целому ряду химических веществ, чем взрослый. С другой стороны, дети могут использовать канцтовары не по назначению (например, грызть кончик карандаша) или же, познавая мир, экспериментировать с окружающими предметами.
Параметры продукции для детей в России регулируются в первую очередь Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», вступившим в действие с 1 июля 2012 года. Наиболее детально в этом документе прописаны параметры текста и картинок в печатной издательской продукции, в том числе и в книжках-раскрасках. Также детально регламентируются параметры бумаги, используемой в издательской продукции и канцтоваров. Что же касается химической безопасности издательской продукции и канцелярских товаров для детей, то в основу положен следующий принцип. Для каждой возрастной группы берется своя модельная среда, в которую погружается исследуемый образец, и смотрится миграция вредных веществ. Для продукции, предназначенной для детей до 3 лет включительно в качестве такой среды берется дистиллированная вода. А вот для продукции, которой пользуются дети старше 3 лет — воздух. О причинах такого разделения легко догадаться — именно дети в возрасте до 3 лет включительно очень любят тащить все себе в рот. Поэтому вредные вещества не должны в больших количествах мигрировать в слюну, а, значит, проверять безопасность нужно на примере взаимодействия с жидкостью.
Продукция для детей (согласно Техническому регламенту таковыми считаются люди до 14 лет) и подростков (в возрасте от 14 до 18 лет) должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия. При соответствии требованиям она маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. А если не продукция не соответствует Техническому регламенту, то она не должна допускаться на рынки государств-участников Таможенного союза, в том числе и на российский рынок.
До вступления в действие ТР ТС 007/2011 регулирование химической безопасности канцтоваров для детей осуществлялось на основе санитарных норм и правил СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», вступивших в силу в 2003 году. Некоторые положения СанПин более подробно описывают требования к товарам. Например, в них есть понятие о субъективном восприятии запаха, оцениваемом в баллах.
Технические регламенты Таможенного союза обязательны для исполнения всеми странами-участницами соглашения.
Причем на уровне отдельных государств дополнительные требования по отношению к товарам из Единого перечня, в который входят и товары для детей, вводить запрещено. Введение в действие ТР ТС 007/2011, по идее, должно прекратить действие СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03, по крайней мере в интересующей нас части, относящейся к детским канцтоварам. По крайней мере, уже сейчас не требуется в обязательном порядке сертифицировать товары на соответствие указанным СанПиН. Но не все так просто.
Для данных СанПиН не был указан срок действия. Но и нигде не указано, что они действуют бессрочно. По сложившейся в России правоприменительной практике такие СанПиН действуют в течение 10 лет с момента вступления в силу, в данном случае — до то 2012 года включительно. Но есть прецеденты, когда, работая с жалобами на качество продукции, суды признавали те или иные старые СанПиН действительными на основании того, что государственными органами не было принято постановления о прекращения действия документа. По состоянию на август 2016 года действие СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03 официально прекращено не было. Конечно, закон в итоге на стороне тех, кто использует только ТР ТС. Тем не менее, чтобы не тратить время на судебные разбирательства, лучше производить или ввозить канцтовары для детей, не нарушающие не только нормы Таможенного союза, но и СанПиН. По крайней мере, пока СанПин на этот вид продукции не будет официально отменен.
В том случае, если канцтовары специально предназначены для игр детей, они подпадают под действие еще одного технического регламента Таможенного союза — ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек». Согласно данному регламенту, к игрушкам относятся «изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет». Многие виды канцтоваров подпадают под это определение. В этом регламенте важным положением является то, что для игрушек, которыми пользуются дети до 3-х лет включительно, не допускается наличие мелких съемных деталей, которые могут попасть в верхние дыхательные пути. В том случае, если изделия не соответствуют данному требованию, они должны иметь маркировку, что их нельзя давать детям до 3-х лет включительно. Самый наглядный пример опасного для ребенка предмета — маленький колпачок от ручки или фломастера. В ТР ТС нет определения, что такое «мелкая деталь». Но методика определения опасных для детей мелких деталей есть в международном стандарте ISO 8124-1 5.4, который действует и на территории России. Согласно этому стандарту, мелкими деталями признаются такие детали, которые входят полностью в цилиндр с внутренним диаметром 31,7 мм и наклонным дном, расстояние от которого до входа в цилиндр составляет от 25,4 до 57,1 мм.
Если вы производите или поставляете канцтовары, которые не позиционируются как продукция только для детей или как игрушечная продукция, то ставить маркировку, что канцтовары не предназначены для детей до 3-х лет включительно, вы не обязаны. Тем не менее, по мнению автора статьи, если тот или иной предмет офисного обихода имеет большие шансы оказаться в руках ребенка (например, из-за яркой окраски, привлекающей детей), доведение тем или иным способом до потребителя информации о наличии мелких деталей, чтобы он прятал предмет от детей, является моральным долгом производителя или поставщика. Кстати, в ряде стран производители на законодательном уровне обязаны в любом случае информировать покупателей о наличии опасных для детей элементов в их продукции, даже если эта продукция совсем не предназначена малышам.
Помимо безопасности физической есть, скажем так, безопасность и психологическая. Канцтовары — это один из видов предметов, с которыми дети знакомятся в самом раннем возрасте, когда впечатления формируют характер и представления о жизни. Например, многие дети начинают рисовать в возрасте 9 месяцев, уже тогда знакомясь с канцтоварами.
Канцтовары для маленьких детей должны иметь, по возможности, плавные, обтекаемые формы. И дело здесь не только в требованиях безопасности. Для природных объектов не характерна угловатость, маленький ребенок в значительной степени живет по программе, выработанной человечеством за многие тысячелетия и ломаные линии подсознательно вызывают у него стресс. Обратите внимание, что герои мультфильмов для самых маленьких имеют, как правило, плавные формы, как и окружающие их предметы. Это — не прихоть мультипликаторов, а следование рекомендациям детских психологов.
Способность различать тонкие цветовые оттенки развивается у человека с возрастом. Маленькие дети способны различать лишь несколько базовых цветов. Вот почему дети так любят яркие, насыщенные, так называемые «открытые» цвета, которые взрослым кажутся слишком «кричащими». Способность к распознаванию оттенков у человека достигает максимума к 14 годам. Пытаться изменить страсть дошкольников к «открытым» цветам, предлагая ему предметы более «благородных» оттенков, бессмысленно. Мало того, некоторые психологи считают, что предметы ярких оттенков стимулируют активность ребенка уже с первых лет жизни, а это в целом приносит пользу. Другой вопрос, что с детства нужно воспитывать у ребенка вкус к подбору цветовых сочетаний. Поэтому дизайн канцтоваров для детей должен включать в себя гармонично сочетающиеся цвета (см. статью «50 оттенков маркетинга» в нашем журнале) и следует избегать заведомо несочетаемые оттенки.
Отдельно следует сказать о так называемых лицензионных канцтоварах для детей. Их оформление делается по мотивам известных художественных фильмов, мультфильмов, комиксов, компьютерных игр и т. п. По данным компании Synovate Comcon, 77% покупок лицензионной продукции в России происходят по просьбам самих детей. Поэтому не удивительно, что производители лицензионной продукции активно используют желания ребенка, в том числе и не вполне осознанные. Наиболее верный способ стимулирования продаж — использование страсти детей к собирательству. То есть выпускают не просто одиночные канцтовары по мотивам известного фильма, а целую серию. Если соберешь все предметы из нее — будешь «крут». Коллекционирование действительно развивает в ребенке некоторые положительные качества, но здесь важно понимать, что размер коллекции — не заслуга ребенка, а лишь свидетельство толщины кошелька его родителей.
По мнению психологов, ребенку можно показывать мультфильмы лишь с 3-х лет — до этого момента он просто не способен правильно понять движения на экране. Раньше можно показывать только диафильмы, которые, к счастью, вновь вошли в моду. Соответственно, лицензионная продукция по мотивам мультфильмов, хоть она и маркируется обычно в нашей стране как «0+», тем не менее, может использоваться лишь детьми от 3-х лет. Для динамичных компьютерных игр, на основе сюжета которых часто выпускается лицензионная продукция, планка, установленная психологами, вообще находится на уровне 5-ти лет, что надо учитывать при подборе ассортимента.
В общем, влияние лицензионной продукции на детей, особенно маленьких, неоднозначно. Но, если она произведена легально, то у нее есть как минимум одно преимущество. Над её дизайном все-таки трудились профессиональные художники, поэтому воспитанию вкуса в ребенке она не повредит.