Конструкции маркера и фломастера во многом схожи. На бытовом уровне принято разделение: то, чем рисуют — это фломастер, а принадлежность для сугубо утилитарного применения, там, часть текста выделить или компакт-диск надписать — это маркер. Тем не менее, если речь идет об инструментарии для серьезного художника, то здесь мы имеем дело именно с маркерами. Нет ли здесь парадокса? Текст: Алексей Васильев.
На самом деле, маркеры для художников имеют нечто общее с привычными маркерами для утилитарных применений, откуда и пошло такое название. Во-первых, у маркеров для выделения конец пишущего узла спрессован и ему придана строго определенная геометрическая форма. Такими же особенностями отличается пишущий узел и в маркерах для художников. Во-вторых, и в утилитарных, и в «художественных» маркерах, как правило, используется прочно удерживаемая на поверхности краска.
Кроме этого, есть еще один фактор. В наше время стрит-арт стал самостоятельным направлением в искусстве, уважаемым серьезными критиками. Художники взяли в руки маркеры для того, чтобы корректно перенести эстетику стрит-арта со стен зданий на листы бумаги. Кстати, именно маркеры позволяют передать на бумаге красоту городских улиц.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КОМПАНИИ-БРЕНДЫ МАРКЕРОВ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ХУДОЖНИКОВ: AKASHIYA, CHARTPAK, WINSOR & NEWTON, SKETCHMARKER, ZIG (KURETAKE), COPIC, LETRASET, SHMINKE, SAKURA, MOLOTOW, MONTANA, ROYAL TALENS, MARVY…
Спиртовая основа
Двусторонние профессиональные маркеры, как правило, изготавливаются на спиртовой основе. Благодаря этому краски получаются более «сочными», быстро сохнут и не растекаются по бумаге. Но, естественно, такие маркеры, в отличие от фломастеров на водной основе, требуют аккуратного обращения, по окончании использования их следует сразу же закрывать колпачком. Впрочем, в таких маркерах нередко предусмотрена возможность дозарядки чернилами, а в Letraset Tria можно заменить картридж.
Наиболее распространенный тип маркера для художника имеет два пишущих узла (два пера), расположенных на разных концах прибора. Один из них имеет клиновидную или скошенную форму, как и у маркера для выделения — эта сторона используется для имитации мазков кистью. Другой из них имеет круглую или конусообразную форму, и характеризуется строго определенной толщиной линии — он имитирует использование пера для графики. Известны также маркеры с тремя пишущими узлами, один из которых является дополнительной сменной насадкой, например, Letraset Tria.
Отличается у маркеров для художников и гамма. Если в наборах фломастеров превалируют открытые, «мультяшные» оттенки, то палитра профессиональных маркеров приближена к палитре красок для серьезных художников. Например, в ассортименте маркеров Letraset ProMarker есть не только насыщенные, но и пастельные тона. Кстати, аналогичные пастельные маркеры предлагает компания Winsor & Newton. Маркеры Copic предлагают, помимо прочих цветов еще огромное количество оттенков серого. Также данные маркеры отличаются разнообразием и реалистичностью телесных оттенков. Вообще, палитра двусторонних маркеров у серьезных производителей доходит до 300 и даже более оттенков. Большой выбор оттенков, а также стабильность цветов оказываются значительными преимуществами при создании рекламных материалов: можно точно воспроизвести корпоративные цвета бренда.
Для создания особо насыщенного черного цвета используются спиртовые маркеры на битумной основе, например, Molotow Covers ALL. Такими маркерами можно рисовать практически на любой поверхности.
Маркеры на спиртовой основе используются для самых разнообразных видов рисунков, с их помощью рисуют книжные иллюстрации и открытки. Рисунок может быть легко стилизован под компьютерную графику в «хорошем смысле этого слова», то есть яркие цвета, чистые линии и т.п., что нравится молодежи.
Помимо маркеров, заполненными красками на спиртовой основе, выпускаются также так называемые маркеры-блендеры, наполненные растворителем. У таких маркеров есть несколько функций. Во-первых, они предназначены для создания плавных цветовых переходов. Во-вторых, с их помощью высветлять мелкие детали на рисунке. В-третьих, маркеры-блендеры позволяют создавать новые, более светлые, оттенки, которых нет в ассортименте производимых маркеров.
К спиртовым маркерам также относятся лаковые маркеры, дающие глянцевую поверхность. Такие маркеры имеют только один пишущий узел без возможности его замены. Бывают маркеры, дающие прозрачный слой лака, а также цветные лаковые маркеры. Маркеры, заполненные бесцветным лаком, позволяют придавать эффект лаковой поверхности рисунку или защищать его от внешних воздействий. Цветные лаковые маркеры используются главным образом для рисования на нестандартных поверхностях, например, на листах пластмассы. Поскольку лак и краситель в них расслаиваются, при рисовании такими маркерами требуется выполнять определенные условия, в частности, встряхивать непосредственно перед работой. Кроме этого, лаковые маркеры не предоставляют такого разнообразия оттенков, как обычные.
Масляная основа
Также под компьютерную графику можно стилизовать рисунок, сделанный маркерами на масляной основе. Такие маркеры позволяют наносить краску на самые разнообразные поверхности. Цвета яркие, насыщенные, но палитра пока ограничена — не более дюжины цветов. В основном используются для декоративно-прикладного творчества.
Следует отметить, что, хотя данные маркеры не имеют никакого отношения к масляным краскам для живописи и имитировать картины маслом с их помощью не получится.
Акриловые краски
Производители маркеров с акриловыми красками позиционируют свой товар как средство для тех, кто хочет писать картины акрилом, но не хочет возиться с кистями. Тем не менее, почему-то акриловые маркеры так и не стали использовать для создания картин, написанных в классическом стиле. По мнению автора статьи, причина заключается в том, что в классической живописи акриловые краски воспринимаются в основном как более современный аналог масляных красок, техника работы с ними одинакова. То есть важным моментом при создании являются форма мазка, способ его наложения и т. п. Маркер, пусть даже и акриловый, всего этого обеспечить не может.
Акриловые краски имеют одну важную особенность — они практически не впитываются в глубь основы, образуя на поверхности прочную полимерную пленку. В этом они схожи с краской из баллончиков, используемых мастерами уличной живописи. Вот почему акриловые маркеры используются сейчас в основном для создания произведений, имитирующих по стилю уличные граффити.
Конструкция акрилового маркера предусматривает наличие пишущего узла только с одной стороны. Возможна замена пишущего узла на другой, но при заполненном маркере это сделать сложно. Поэтому художнику нужно всегда иметь под рукой как минимум два маркера одного оттенка: с круглым и клиновидным пишущим узлом.
При рисовании акриловые краски расходуются гораздо быстрее, чем чернила на спиртовой основе, поэтому акриловые маркеры для художников делают всегда заправляемыми. Важным преимуществом акриловых маркеров является возможность художнику самому смешивать краски при заправке маркера, тем самым получая новые оттенки. Мало того, выпускаются незаправленные маркеры-линеры, например, Shminke AeroColor. Их художник может заполнять красками по своему усмотрению. Причем годятся как специализированные краски для маркеров, так и некоторые сорта акриловых красок, предназначенных для рисования кистью.
Выпускаются также акриловые маркеры с лаковым эффектом, перезаправка для них, как правило, невозможна. Художники пользуются ими редко, в основном такие маркеры применяются в промышленности для нанесения прочно держащихся на предметах меток.
Акварель
В то же время, есть маркеры, которыми можно рисовать картины в классическом стиле. Речь идет о так называемых акварельных маркерах. Они заполнены специальными красками на водной основе. Главная особенность таких маркеров — после засыхания такая краска, подобно обычной акварели, может быть растворена водой.
Внешне акварельные маркеры, например, Letraset AquaMaker, похожи на профессиональные маркеры на спиртовой основе. У них так же два пишущих узла разной формы, расположенных на противоположных концах прибора. Однако тот конец, который предназначен для закрашивания широким мазками, сделан не клиновидным, а в виде конуса или параболоида вращения. Выпускаются и акварельные маркеры с одним пишущим узлом, например, их производит компания KOI (Bruyunzeel-Sakura).
К акварельным маркерам применима техника рисования, характерная для кисти, включая переходы и лессировку. Новым в технике рисования является возможность рисовать контуры для последующего закрашивания не карандашом, а маркером светлого оттенка, что гораздо удобнее. Мало того, опытные художники, освоившие акварельные маркеры, не рекомендуют использовать карандаши, так как для маркеров одни дают больше «грязи», которую потом трудно удалять с рисунка.
Для использования с акварельными маркерами выпускаются специальные маркеры с маскирующим составом. Ими отмечают места, где не должна лежать краска. Попавшую поверх защитного слоя, нанесенного маркером, акварельную краску можно потом легко удалить ластиком. Выпускаются и специальные акварельные маркеры-блендеры.
Акварельные маркеры завоевали признание у художников, которые любят рисовать с натуры, в дальних экспедициях. В силу полной безопасности красителя в акварельных маркерах ведущих производителей они хорошо подходят для обучения рисованию детей.
В качестве основы для рисования акварельными маркерами можно использовать обычную бумагу для акварели. Но следует иметь в виду, что в маркерах используются более современные пигментные красители, которые требуются в меньших количествах, чем обычные акварельные краски. Глубина впитывания красок у обычной бумаги для акварели рассчитана на традиционную акварель, а при использовании маркеров происходит некоторый перерасход красок. Поэтому при рисовании акварельным маркерами лучше использовать специальную бумагу. Более высокая стоимость такой бумаги компенсируется меньшим расходом ресурсов маркеров.
Акварельные маркеры — довольно новый инструмент для российских художников. Но в 2016 году они завоевали у них безоговорочную популярность, даже потеснив в умах прежнего фаворита — акварельные карандаши. Возросший во всем мире интерес к акварели, возможность быстрого обмена приёмами работы и обучения через Интернет — все это сделало акварельные маркеры актуальной темой как среди профессионалов, так и среди продвинутых любителей.